Как развить фонематический слух у ребенка

Опубликовано: 01.09.2018

видео Как развить фонематический слух у ребенка

4 упражнения на развитие фонематического слуха для детей с нарушениями речи от 3 лет

Фонематический слух – термин, характеризующий способность точного слухового различения звуков. Ребенок должен на слух различать разницу между правильным и неправильным произношением звука. Способность фонематического различения – это основная предпосылка для правильного речевого развития. Без умения слушать, выделять и различать звуки, малыш не может правильно выговаривать звонкие, глухие и шипящие звуки. Поэтому вопрос, как развить фонематический слух у ребенка, крайне актуален для детей младшего возраста.



Упражнения выполняются в спокойной обстановке, надо позволить ребенку сосредоточиться на слуховом восприятии. Основные упражнения следующие:

определение предмета по звуку (позвякивание ключей, наливание воды, шелест бумаги…) – все следует делать за спиной ребенка, визуальное восприятие исключается; различение музыкальных инструментов, транспортных средств, звуков животных; определение продолжительности звука; определение интенсивности звука; определение песни по мелодии; прослушивания CD, разговоры.

Примеры игр

Развивать фонематический слух у ребенка можно и в игровой форме. Такое обучение может показать наиболее эффективные результаты, так как малыш воспринимает тренировки, как веселые игры.


Игры для развития фонематического слуха

Эта игра ввиду своей сложности подходит для детей старшего дошкольного возраста. Она подобна игре «в города». Называйте вместе с ребенком слова «цепочкой»: каждое следующее слово начинается с буквы, на которую закончилось предыдущее.

Игра с коробками

В одинаковые коробки положите разные предметы – камешки, горох, бусины, песок. Покажите ребенку содержимое каждой коробки и ознакомьте его со звуком, который выдает конкретный предмет. Коробки перемешайте. Ребенок должен по звуку определить содержание коробок. Кубики Зайцева тоже подойдут.


Фонематический слух. Как развить

Где будильник?

В полной тишине ребенок ищет спрятанный, звенящий будильник.

Кошечка, мяукни!

Эта игра имеет множество вариантов, но принцип всегда один и тот же. Игра начинается с выбором животного, которое будете представлять вы. Ребенок спрашивает: «Кошечка, мяукни» («собачка, залай» и т.д.). Вы отвечаете «мяу», «гав» или другие звуки. Ребенок должен определить, из какой стороны комнаты доносится звук.

Собачка, где ты?

Коллективная игра, помогающая развивать фонематический слух у малыша. Для нее надо подготовить изображения различных животных. Каждый ребенок берет одну картинку с изображением животного, которое видит только сам ребенок. Дети встают в круг, один ребенок – посредине.

Игрок, стоящий в центре, спрашивает: «собачка, где ты?». Ребенок, представляющий собаку, должен залаять, а центральный игрок – угадать, кто из детей «был собачкой». Далее дети меняются картинками не глядя.

Поиграйте с ребенком в звуки. Попросите его внимательно вас слушать. Выберите один звук («к», «с», «м» и…), называйте любые слова. Услышав слово, содержащее указанный звук, малыш должен хлопнуть в ладоши. Если в слове этот звук отсутствует, не делает ничего.

Внимание! Будьте осторожны со сложными звуками: Я, Ю, Е, Ё.

Ребенок придумывает рифмы к выбранным словам – это тренирует различение омонимичных слогов. Постарайтесь чередовать слова с разнослоговыми словами (рот-кот, сало-мало, каток-садок).

Найди похожие слова!

Для этой игры понадобятся картинки с изображением различных предметов. Ребенок должен определить слова, начинающиеся с одинаковой буквы. Если малышу трудно сориентироваться, помогите ему – назовите предметы с акцентом на первый звук.

Фонематический слух имеет важное значение для развития речи, а впоследствии – и для чтения и письма в школе. Поэтому, сегодня существует много способов ( упражнений , игр), как развить фонематический слух у ребенка. Помните: тренировки и игры с ребенком помогут ему избежать излишних проблем в последующем образовании в школьном возрасте.

rss