Школа бухгалтера № 14 (23.7.2007)
Практика
Внимание! архивная публикация
Эта страница содержит древнюю архивную публикацию бухгалтерского еженедельника "Дебет-Кредит", которая в настоящее время вероятно потеряла актуальность и может не соответствовать действующим нормам бухгалтерского и налогового учета.
Для работы с актуальными материалами журнала перейдите к ONLINE.dtkt.ua
или выберите нужный вам раздел ДК-портала в верхней строке навигации.
Продолжение. Начало см. в «ШБ» №13 / 2007 г..
Рассчитав численность штатных работников в соответствии с п. 3 «Инструкции по статистике количества работников», утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.05 г.. № 286 (далее - Инструкция № 286), предприятие определило 4-процентный норматив, округлило полученный результат по «правилу парной цифры »(письмо Госкомстата от 27.03.06 г.. № 09 / 3-9 / 116):
Округляются цифры постепенно справа налево: если последняя значимая цифра меньше или равна «4», она отбрасывается; если больше или равна «6» - ближайшая слева от нее значимая цифра увеличивается на единицу. Если последняя значимая цифра «5», ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, а парная остается без изменений (правило четной цифры).
И получило количество инвалидов, которых должно принять на рабочие места, им созданы.
Теперь возникает вопрос, когда предприятию необходимо сообщить в службу занятости о наличии вакансий. Рассмотрим ответ на этот вопрос подробно по той простой причине, что некоторые из следующих действий должен осуществлять непосредственно бухгалтер. И хотя отчетность в службу занятости относится к статистической отчетности, пожалуй, только на очень большом предприятии ее заполнением и подачей занимается кадровая служба предприятия, во всех других случаях этим занимается бухгалтер.
Пункт 4 ст. 20 Закона Украины от 01.03.91 г.. № 803-XII «О занятости населения» (далее - Закон № 809) обязывает предприятия отчитываться по имеющимся вакансиям ежемесячно:
Предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности регистрируются в местных центрах занятости по их местонахождению как плательщики сбора в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, ежемесячно подают этим центрам административные данные в полном объеме о наличии свободных рабочих мест (вакансий) , в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов.
В «Инструкции по заполнению формы № 3-ПН« Отчет о наличии вакансий », утвержденной приказом Минтруда и социальной политики Украины от 19.12.05 г.. № 420 в самой форме отчетности срок подачи указано« при наличии вакансии »в отличие от старой формы № 3-ПН «отчет о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) и необходимость в работниках» утратившим силу согласно приказу Госкомстата от 30.11.05 г.. № 392, где было указано, что этот отчет подается в службу занятости ежемесячно 28 числа . Поэтому не будет нарушением, если при наличии вакансии предприятие сообщит о ней службе занятости до конца месяца, в котором такое вакансия возникла.
Частные предприниматели вообще не обязаны сообщать о наличии вакансий:
В случае необходимости подбора работников при содействии центров занятости физические лица, в том числе предприниматели, также могут информировать центры занятости о наличии вакансий по этой форме.
Вакансия для приема на работу инвалида оговаривается предприятием в графе 15 Отчета по форме № 3-ПН
В графе 15 приводятся данные о возможности трудоустройства на свободное рабочее место (вакантную должность) лица, относится к отдельной категории граждан, нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в счет годовой брони, установленной местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих советов по представлению центров занятости, согласно статье 5 Закона Украины "О занятости населения", с изменениями и дополнениями, а также инвалидов, пенсионеров, студентов и других.
Как предприятию построить свои отношения с Фондом социальной защиты инвалидов (далее - Фонд)? Опять же, регистрация в Фонде не входит в прямых должностных обязанностей бухгалтера, но проходить проверки и платить штрафные санкции за нерегистрацию в Фонде или невыполнение норматива рабочих мест должен бухгалтер. Поэтому он должен быть в курсе всех вопросов, касающихся как регистрации в Фонде, так и по аттестации рабочих мест. Не говоря уже о том, что отнесение понесенных расходов, связанных с трудоустройством (включая и затраты на создание рабочего места), и правомерность включения этих расходов в валовые расходы - это уже прямая работа бухгалтера. Согласно ч. 7 ст. 19 Закона Украины от 21.03.91 г.. № 875-XII «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (далее - Закон № 875) порядок регистрации в Фонде, сроки представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, зачисления количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов контроль за выполнением норматива рабочих мест, проверка предприятий по их регистрации в Фонде, представление ежегодных отчетов и уплаты административно-хозяйственных санкций определяется КМУ (постановление от 31.01.07 г.. № 70 «О реализации статей 19 и 20 Закона Украины« О в новы социальной защищенности инвалидов в Украине », далее - Постановление № 70).
Порядок регистрации в Фонде
Предприятия, организации, учреждения и частные предприниматели, у которых по основному месту работы работают восемь и более человек (далее - предприятия), обязаны регистрироваться в Фонде по месту своей госрегистрации. Для этого они подают или направляют заказным письмом Фонда «Заявление о регистрации работодателя в отделении Фонда социальной защиты инвалидов» по форме № 1 (далее - Заявление), утвержденную приказом Минтруда и социальной политики Украины от 14.03.07 г.. № 98 (далее - Приказ № 98), и копию своего свидетельства о госрегистрации. Бюджетные предприятия дополнительно подают копию справки о включении их в Реестр неприбыльных организаций и учреждений в соответствии с «Положением о Реестре неприбыльных организаций и учреждений», утвержденного приказом ГНАУ от 11.07.97 г.. № 232.
Срок подачи Заявления обусловлен только для вновь созданных предприятий, а также предприятий, в которых количество работников увеличилось до восьми (изменилась их название или местонахождение), - в течение десяти рабочих дней со дня их госрегистрации или внесения изменений в госреестр.
Предприятия, в состав которых входят другие предприятия или обособленные подразделения, вместе с Заявлением по форме № 1 подают Фонда «Перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения, и / или обособленных подразделений работодателя» по форме приложения к п. 1.3 «Инструкции о заполнении формы № 10-ПИ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденной приказом Минтруда и социальной политики Украины от 10.02.07 г.. № 42 (далее - Инструкция № 42). Самым филиалам в Фонде регистрироваться не надо, потому что они не имеют статуса юрлица (письмо Минтруда и социальной политики Украины и Фонда социальной защиты инвалидов от 03.05.07 г.. № 1 / 5-393).
Оригиналы документов предприятие предъявляет при подаче заявления. Если документы направляются по почте, то копии документов необходимо заверить нотариально. Фонд в течение десяти рабочих дней после регистрации заказным письмом направляет предприятию уведомление по форме № 2 «Справка о регистрации работодателя в отделении Фонда социальной защиты инвалидов» (Приказ № 98).
Действия предприятия по трудоустройству инвалида
Кто должен «искать» инвалида для трудоустройства на предприятии? Закон № 875 обязывает предприятию найти и трудоустроить инвалида. Как это осуществить на практике? Статья 18 Закона № 875 говорит о том, что
Обеспечение прав инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием о выполнении работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращения к предприятиям, учреждениям, организациям или в государственную службу занятости.
Инвалид может, но не обязан сам искать себе место работы. А предприятие самостоятельно трудоустраивает в себя работника, получившего инвалидность на этом предприятии, с учетом профессиональных навыков, рекомендаций медико-социальной экспертизы и пожеланий самого работника. Причем это не обязательно должен быть инвалидность в результате несчастного случая на производстве. Закон ясно говорит: инвалидность произошла с работником предприятия, а в результате чего, не оговаривается. К обязательствам предприятия входит создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов (в том числе и специальные места), обеспечение условий труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и предоставления работнику-инвалиду всех предусмотренных законодательством социально-экономических гарантий.
Порядок трудоустройства инвалида на предприятии оговорено в ст. 181 Закона № 875: инвалид, не достигший пенсионного возраста и желает работать, должен зарегистрироваться в качестве безработного в службе занятости по месту своего проживания. И уже служба занятости осуществляет поиск подходящей работы в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертной комиссии (далее - МСЭК), квалификационных требований и его пожеланий в пределах тех вакансий, представленных предприятиями. Об этом прямо говорит и Закон Украины от 06.10.05 г.. № 2961-IV «О реабилитации инвалидов в Украине» (далее - Закон № 2961), ст. 9 которого определяет основные полномочия Фонда. Центральный орган исполнительной власти Фонда организует трудоустройство инвалидов через государственную службу занятости, способствует созданию рабочих мест для них, в том числе путем предоставления государственной поддержки производственной деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов;
То есть предприятие должно создать рабочие места и сообщить в службу занятости о том, какую категорию инвалидов оно может принять на такие созданные им места. А служба занятости уже направляет на эти созданные предприятием рабочие места зарегистрированных в ней инвалидов с учетом их пожеланий, рекомендаций МСЭК и профессиональных навыков.
Аттестация рабочего места инвалида
Законом Украины от 14.10.92 г.. № 2694-ХII «Об охране труда» (далее - Закон № 2694) предусмотрено, что все предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций МСЭК и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры по безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников. Это же требование содержит и КЗоТ: предприятие обязано организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями, установить по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда (ст. 172 КЗоТ).
Что означает «создать рабочее место для трудоустройства инвалида»? Закон № 2961 дает определение рабочего места: рабочее место инвалида - место или производственный участок постоянного или временного нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях и специального рабочего места инвалида специальное рабочее место инвалида - отдельное рабочее место или участок производственной площади, которая требует дополнительных мер по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборуд ния, технического оборудования и тому подобное.
Понятно, что рабочее место для инвалида необходимо создать на основе очень многих параметров, в основном зависят от степени ограничения возможностей принятого работника. Если вы принимаете на работу офисного работника с инвалидностью 3-й группы, то, скорее всего, вам следует соблюдать только рекомендаций по медицинским показателям его заболевания, а требования к его рабочему месту ничем не будут отличаться от общих требований, предъявляемых к любому офисного рабочего места. Это общепринятые санитарные нормы (такие, как освещенность, загазованность и т.д.).
А если вы принимаете на работу инвалида с серьезными ограничениями физических возможностей, то в этом случае следует предусмотреть наличие приспособлений, помогающих такому работнику адаптироваться к условиям труда на предприятии. Здесь без специальных служб, которые спроектировали и установили не место такие приспособления, не обойтись.
«Готовность» рабочего места для трудоустройства инвалида проверяется путем проведения его аттестации. Или все рабочие места подлежат аттестации? Очевидно, так. Об этом прямо говорилось в предыдущем постановлении КМУ от 03.05.95 г.. № 314 «Об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов» (далее - Постановление № 314), отмененного Постановлением № 70, разделила рабочие места на обычные и специальные (п. 2 постановления № 314):
Рабочим местом инвалида может быть: обычное рабочее место, если по условиям труда и с учетом физических возможностей инвалида оно может быть использовано для его трудоустройства; специализированное рабочее место инвалида - рабочее место, оборудованное специальным техническим оснащением, приспособлениями и устройствами для труда инвалида в зависимости от анатомических дефектов или нозологических форм заболевания и с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), профессиональных навыков и знаний инвалида. Это рабочее место может быть создан как на производстве, так и дома. КМУ, однако, для целей аттестации говорит только о рабочих местах, уже не разделяя их на обычные и специальные (п. 3 Постановления № 314):
Рабочее место инвалида считается созданным, если оно ... аттестовано специальной комиссией предприятия ... и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида.
А так как в Постановлении № 70 вообще не упоминается аттестация рабочего места, то Минтруда разъясняет этот вопрос так (письмо Минтруда от 19.02.07 г.. № 341/19 / 71-07): аттестация рабочего места для трудоустройства инвалида проводится на общих основаниях в соответствии с «Порядком проведения аттестации рабочих по условиям труда», утвержденного постановлением КМУ от 01.08.92 г.. № 442 (далее - Порядок № 442).
Основной целью аттестации является урегулирование вопроса реализации права работника на безопасные условия труда. Как организовать работу по проведению аттестации рабочего места, разъяснено в «Методических рекомендациях по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда», утвержденных постановлением Минтруда от 01.09.92 г.. № 41 (далее - Рекомендации № 41). Предприятию можно принять их за аналог для аттестации «своего» рабочего места для трудоустройства инвалида. Не стоит только забывать, что Рекомендации № 41 разработаны для аттестации тех рабочих мест, на которых технологический процесс, оборудование, используемое сырье и материалы могут быть потенциальными источниками вредных и опасных факторов. Приведем только общие требования к проведению аттестации рабочего места, используя Рекомендации № 41. А вы с этих общих выберите те, которые подходят под ваше конкретное рабочее место с учетом медицинских показателей принятого на работу инвалида.
Итак, в соответствии с Рекомендациями № 41 аттестация рабочего места предусматривает, в частности (п. 1.4 Рекомендации № 41):
1) исследование санитарно-гигиенических факторов производственной среды, которые проводят или санитарные лаборатории предприятия, или на договорной основе лаборатории территориальных эпидемиологических санстанций (п. 1.6 Рекомендаций № 41);
2) комплексную оценку производственной среды и характера труда в соответствии с требованиями стандартов, санитарных норм и правил;
3) разработку мероприятий по оптимизации безопасности труда.
Расходы предприятия на выполнение всех работ по аттестации рабочего места, включая любые работы по исследованию санитарно-гигиенических норм и правил, разработку, проектирование и обустройство (как самого рабочего места, так и подходов к нему), оборудование всех бытовых удобств, необходимых для обеспечение работника всеми необходимыми для нормальной деятельности условиями, правомерно отнести на валовые расходы предприятия (как отнести - напрямую или через амортизацию, рассмотрим в следующей публикации).
Напоминаем об обязательности наличия «оправдательных» документов (таких, как договоры, акты выполненных работ с указанием полного перечня выполненных работ) при привлечении к работам сторонних организаций. Если работы по аттестации проводятся силами предприятия, приказом по предприятию определяется перечень проведенных работ, перечисляются службы предприятия, задействованные в решении этого вопроса, и всеми задействованными службами подаются отчеты о проделанной работе.
Периодичность аттестации устанавливается предприятием в коллективном договоре, но не реже одного раза в пять лет (п. 1.5 Рекомендаций № 41).
Продолжение следует
Марина Тарасова
Предоставление сотрудникам и их детям путевок
Практика
Продолжение. Начало см. в «ШБ» №№ 12, 13/2007. 3. Предоставление путевок по месту работы за счет профсоюзной организации Если на предприятии существует профсоюзная организация, то в смету расходов такой организации также могут входить расходы ....
Не в отпуск - в командировку - на конференцию за границу
№ 22 (2.6.2008) :: Практика
С годами популярность фирменных выездов за границу для проведения совещаний, семинаров, корпоративных мероприятий возрастает.
Рассмотрим, каким образом оформить связь расходов на подобные мероприятия, обеспечив их «валоворасходность».
Служебная командировка - это поездка ...
Доставка товара покупателям
№ 22 (2.6.2008) :: Практика
Товар Приобретенный покупателем, может быть вывезен им самостоятельно или доставлен поставщиком. Доставка товара покупателю может осуществляться как собственным транспортом поставщика, так и при помощи сторонних транспортных организаций. При этом ...
Как это осуществить на практике?
Что означает «создать рабочее место для трудоустройства инвалида»?
Или все рабочие места подлежат аттестации?